Кельты и древняя Ирландия 2.

 

 

Города и селения соединялись сетью дорог. Через реки были построены мосты. Существовало развитое речное судоходство.

Удивительный вид имели лодки - с каркасом из ивовых прутьев, обтя­нутые кожами. Впрочем, галлы на западном побережье / в Бретани / строили и большие деревянные корабли, снабженные кожаными парусами, и якорными цепями, и гораздо лучше приспособленные к плаванию в открытом море, чем античные.

При отсутствии единой царской власти, галлов сплачивала организация жрецов. Ежегодные сборы друидов происходили на территории нынешнего Шартра, "в центре Кельтской земли". У кельтов, также, как и у других народов имелись священные места и изображения богов, "в ирландской "Старине мест " сообщается о Кромме Круахе, почитаемом в виде золотого идола, вокруг которого располагались две­надцать других меньшего размера. Ему приносили первые плоды урожая.

Такова была Кельтская цивилизация,

«...Во многих отношениях она теснее примыкает к новой, чем к греко-римской культуре, благодаря своим парусным судам, рыцарству, церковному строю, а прежде всего своим, правда несовершенным попыткам сде­лать опорой государства не город, а племя и его высшее выражение – нацию» (Теодор Моммзен, т.1 // История Рима. "ростов на-Дону: Феникс 1997. с. 226).

Но время господства кельтов уходило. С востока их все бо­лее теснили дикие германские племена. На юге же набирал силу Рим. Кельтика оказалась между германским молотом и римской наковальней. А затем Юлий Цезарь совершил свой головокружительный поход и за не­сколько лет покорил Галлию - сердцевину кельтских земель. Эта страна быстро поддалась римской цивилизации. Сословие жрецов-хранителей древней культуры было уничтожено, что трагическим образом сказалось на мифологии, от которой остались лишь записанные римлянами имена многочисленных бегов, иногда узнаваемых в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Та же участь постигла и всех остальных материковых ке­льтов. Их культура уцелела лишь на Британских островах, среди бри­ттов /Англия/ и скоттов /Ирландия/. Так, Кельтика вошла в Средневековье.

Особая роль в сохранении мифологического наследия принадлежит Ирландии /Эрин/, дольше всего сохранявшей культурную и политическую независимость. Сюда не дошли ни римские армии, ни германские дружины. Сильное влияние на жизнь острова оказали христианские монахи, прибывшие в Ирландию в 4-5 веках н.э. из Египта, минуя Рим. Однако они не проявили нетерпимости к мест­ной мифопоэтической традиции. Наоборот, именно благодаря христианизации ирландские легенды и сохранились. Вот как это произошло.

Уже говорилось о значении жреческого сословия. У кель­тов, и на островах, и на континенте, оно делилось на три категории. Друиды образовывали высшую касту - слагателей мифов. Филиды выполняли функции юристов-законодателей, поэтому хранили в па­мяти древнюю историю страны, тесно переплетенную с мифологией. Наконец, барды в своих стихах прославляли военных вождей и героев. Друиды налагали запрет на письменную фиксацию священных преданий. Поэтому неудивительно, что когда римляне уничтожили в Галлии всех кельтских жрецов, бывших символом независимости, вместе с ними по­гибла и мифология.

В Ирландии же случилось иное.

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

Кельтская мифология.

 

Кельты и древняя Ирландия 3.

Меню