Мифологический цикл ирландских саг 2.

 

 

Одним из наиболее видных их представителей являлся Дагда /"Добрый бог"/, известный также под именем Эохайд Оллатар /"Отец всех"/ и Руайд "Рофесс /"Красный, многомудрый"/. Его образ вобрал в себя представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира и подателе урожая.

Царство Дагды начиналось у источника реки Бойн, заключавшего в себе божественную мудрость. Орешник, росший возле него ронял в воду плоды, которые, попадая в реку, давали отведавшему их полноту знания. Сам же потусторонний мир кельты воображали залом пиршеств с неиссякаемым котлом Дагды и изобилием свинины /ср. со сканди­навской Вальгаллой/.

Добрый бог мыслился, как великан с могучей палицей, одним концом могущей поразить сразу девятерых, другим же - вернуть их к жизни. /Ее возили за Дагдой на повозке/. Супругой Доброго бога считалась обожествленная река Войн, сыновьями Кермайд, Бодб Дерг и Мак-Ок /"сын юного"/, он же Энгус. Последний являлся покровителем влюбленных и был особенно популярен; согласно легенде, поцелуи Энгуса превращались в птиц и летали над его головой.

Дочь Дагды - Бригиту /"вершина"/, покровительницу мудрости, врачевания и кузнечного дела, часто представляли птицей с человеческой головой или в виде трех журавлей, стоящих на спине быка /такова она на галльских памятниках/. Когда же богиня являлась в человеческом образе, над ней сверкал огромный огненный столб.

 

“Дагда.”(А. Фанталов, 1998)

 

Брат Дагды - Огма, называемый "солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и поэтическим искусством. Он считался создателем огамического письма, которым ирландцы пользовались в дохристианскую эпоху. Предания описывают его старцем, одетым в звериную шкуру, с дубиной и луком со стрелами. До нас дошли также изображения Огмы, ведущего группу людей, уши которых прикованы цепочками к языку бога. Ж.Дюмезиль видит в этом персонаже черты "бога-связывателя", сходного с индийским Варуной.

Среди других представителей Племени Дану выделяются Гоибниу - бог-кузнец; Диан-Кехт - бог врачеватель и, конечно, же Луг /"Сияющий"/- бог света ирландский и общекельтский. Интересно его происхождение:

"И случилось Племенам богини заключить мир с фоморами, и Балор, внук Нета отдал свою дочь Этне Киану, сыну Диан Кехта. Чудесным ребенком разрешилась она и был это сам Луг" ( Битва пли Маг-Туиред //Предания и мифы Средневековой Ирландии, изд. московского Университета, 1991). Со временем, бог света заслужил прозвание Самилданах - "Госгюдин ста ремесел" /почти буквально соответствующее имени индийского мифологического персонажа Вишвакармана/ и сделался также хранителем тайных знаний.

Несколько особняком от туатов стоит Мананнан сын Лера, божество, связанное с морем. Обычно он описывался как всадник, ска­чущий верхом по волнам или едущий по ним на колеснице. Мананнан был еще и хозяином особого потустороннего мира на Острове блаженных - так называемого Эмайн Аблах, где росли золотые яблоки вечной моло­дости.

Воинственные кельты также высоко почитали богинь войны: Морриган /"Великая королева"/ и ее сестер Маху и Бадб. В облике ворон носились они над битвой, предвещая победу или гибель.

Ирландская псевдоисторичеекая традиция связывает туатов с потомками Иарбонела, укрывшимися на северных островах, где они постигали "премудрость, магию, знание друидов, чары и прочие тайны, пока не превзошли искусных людей со всего света ... Из Фалиаса принесли от Лиа Фаль /камень/, что был потом в Таре. Вскрикивал он под каждым которым, кому суждено было плавить Ирландией. Из Гориаса принесли они копье, которым владел Луг. Ничто не могло устоять пе­ред ним или перед тем, в чьей руке оно было.

Из Финдиаса принесли они Меч Нуаду. Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину не­отразимым. Из Муриаса принесли они котел Дагды. Не случалось людям уйти от него голодным…

Появились Туата де Дананн в Илландии и густые облака окутывали их… В первой битве при Маг Туиред победили они Фир Болг и поразили сто тысяч воинов во главе с королем Эохайдом.

Уцелевшие Фир Болг бежали к фоморам, оставив своим победителям остров. К несчастью в сражении Нуаду отрубили правую руку. И хотя Диан-Кехт изготовил ему новую из серебра, что двигалась словно живая, королем он уже быть не мог.

И решили туаты отдать престол Бресу, женатому на Бригите, дочери Дагды. Матерью нового короля была Эри, женщина из Пле­мен богини Дану; отца же его никто не знал…» (Битва при Маг Туиред).

 

Алексей Фанталов.

 

Мифологический цикл ирландских саг 3.

Меню