Мифологический цикл ирландских саг 1.
Алексей Фанталов. "Плавание".
Мифологический цикл ирландских саг восстанавливается прежде всего по 'Книге захватов Ирландии" - обширной компиляции Х1 вв. Описываемые в ней события привязаны к легендарной истории Библии и Античного мира /чему была причиной двойственная эрудиция христианских монахов/. Однако, сквозь средневековую ученость "Книги Захватов" проглядывает древнее языческое содержание. Еще в 19 в. Жюбенвиль трактовал данное произведение как некую ирландскую теогонию, в которой за сменой волн пришельцев на острове видны акты творения и борьбы света и тьмы.
Важное значение для понимания мифологических образов принадлежит также не входящей в 'Книгу Захватов Ирландии" саге "Битва при Маг Туиред". 3 ней языческие боги показаны во всем великолепии.
Согласно ирландской историко-мифологической традиции, первыми поселенцами острова были дочь Бита /сына Ноя/ Кессаир и ее муж Финтан. С ними прибыли также пятьдесят девиц и трое мужчин. Но вскоре пришельцев постигло великое несчастье: над зрином повисла кровавая луна в пене облаков, которые затвердели и обрушились на людей каменным дождем. Затем море ринулось на землю и поглотило остров. Уцелел лишь один Финтан, последовательно превращавшийся в лосося, ястреба и Различных зверей и насекомых. Он прожил долгие века, став свидетелем всех последующих событий, о которых поведал в священной "Книге Пчелы".
Спустя годы, морс отхлынуло назад, обнажая сушу и в Ирландию пришла новая волна колонистов, тысячи мужчин и женщин. Их привел некий Партолон "из края греков с востока". Колонисты расчистили четыре долины, построили дороги и постоялые дворы, принесли медицинские знания и искусство пивоварения. /согласно теории трех функций Ж. Дюмезиля их можно считать носителями идеи плодородия/. Однако, партолонянам в борьбе за остров пришлось столкнуться с фоморами - морскими великанами, сведущими в колдовстве, одноногими, однорукими и одноглазыми /их имя-"нижние демоны" увековечено в названии фоморских островов/.
Люди победили своих врагов, но вскоре погибли от какой-то загадочной болезни.
Следующее вторжение на Эрин возглавил Немед /от слова "священный"/, прибывший из Греции через Скифию. При нем к ландшафту Ирландии добавились еще четыре озера и двенадцать долин. Но после смерти Немеда и жены его Махи между их сыновьями - Старном, Иарбонелом и Фергусом начались раздоры. Воспользовавшись этим, демоны-фоморы наложили на немедян изнурительную дань. тогда последние обратились на родину, в Грецию за помощью. Помощь прибыла в виде войска, в котором были жрецы и какие-то невиданные ядовитые животные. Общими силами немедяне изгнали демонов. Однако, когда гордые победители попытались напасть на заколдованный северный остров фоморов; их стеклянную башню, те вызвали бурю. Корабли Фергуса погибли в буре, а Старн и Иарбонел с остатками своих людей бежали, первый в Грецию, второй на далекие северные острова.
Прошло время и потомки Старна решили вернуться. Из кожаных мешков они сшили лодки и во главе с Делом /"Прославленный"/ добрались до Ирландии, где получили многозначное имя Фир Болг /"Надутые"/. Возможно, оно означает также "люди с кожаными мешками". /Ж. Дюмезиль обратил внимание на еще одно толкование: "бешеные", указывающее на воинственный характер данного племени/.
Фир Болг плодолжили уполядочивание жизни в Ирландии. Они упрочили значение священной королевской власти и основали традиционное деление острова на пять частей-королевств. "Знание - на западе, битва - на севере, изобилие - на востоке, музыка - на юге, власть - в центре"/.
Но на смену Фир Болг - воинам, уже готовились прийти Племена Богини Дану /они же туаты - "могущественные"/. В узком смысле они олицетворяли магическую власть, в широком - представляли основную группу богов древних кельтов. Поэтому уместно дать их подробное описание.
Богиня Дану /"богатство", "процветание"/ признавалась прародительницей туатов. Первым королем был Нуаду, чье имя значит "собиратель облаков" и связано с небесной стихией. Племена богини Дану и появились на острове, окутанные густыми облаками.
Алексей Фанталов.